1

Белорусское масонство. Интервью с Досточтимым мастером Достопочтенной Ложи Беларуси «Белый Рыцарь»

Просмотров: 4 466
Братство вольных каменщиков — старейшее из известных ныне братств в мире. Как долго оно существует, доподлинно неизвестно, а история его зарождения безвозвратно утеряна в веках и навсегда останется неразгаданной тайной.

24 июня 1717 года в Лондоне сформировалась Первая великая ложа Англии (ОВЛА), которая теперь считается родоначальницей всех когда-либо созданных лож на земле. С тех пор братство масонов перестало быть тайным обществом, превратившись, скорее, в закрытое общество, тайны которого трепетно охраняются его братьями.

Сегодня масонский орден является самым большим в мире по численности посвященных и, несомненно, самым величественным по количеству выдающихся личностей, принятых в масоны. Спустя столетия масонство стало неотъемлемой частью современного общества, а наличие масонских лож в государстве — атрибутом цивилизованности.

Вслед за Англией масонские ложи стали стремительно распространяться по всему миру — от Европы и Америки до Индии и Африки. В Германии первая ложа появилась в 1733 году, в Америке — в 1734, в Италии — в 1735, во Франции в — 1736, в Польше — в 1739.

Не обошло стороной масонское движение и белорусские земли. Первым центром распространения масонства на территории Беларуси стал Могилев. 22 мая 1770 года здесь была основана ложа «Два Орла», а в 1776 (1777) году с разрешения великого мастера российских лож — «Геркулес в колыбели», позже вошедшая в московскую Провинциальную ложу. В 1778-1779 годах в Могилеве действовала и третья ложа, название которой до сих пор не установлено. Вторым центром белорусского масонства стал город Полоцк, куда в 1777 году перенесла свою работу основанная двумя годами ранее в Москве ложа «Талия». В 1791 году масонская волна докатилась и до Шклова (ложа «Мудрость»). Во времена правления Екатерины II большинство вышеупомянутых лож прекратило свое существование.

В Речи Посполитой активное распространение масонства началось при Августе III, польском короле и князе литовском. В 1738 году в Дрездене его сводный брат основал своего рода «материнскую» ложу всего польского и литвинского масонства. В 1781 году с целью обретения польско-литовско-белорусским масонством независимости великим мастером провинциального масонства Речи Посполитой Игнатом Потоцким был подготовлен Устав Востока Королевства Польского и Великого Княжества Литовского. 26 февраля 1784 года его подписали депутаты от одной великой, трех провинциальных и девяти символических лож. И хотя главная цель была достигнута, «все земли и края, находящиеся под польским господством, а также края и провинции, лежащие за границей» отныне подчинялись ложе-матери «Екатерине под северной звездой». Сама ложа основана в 1779 году в Варшаве тем же Игнатом Потоцким и названа в знак глубочайшего уважения к Екатерине II. Этот факт является ярким доказательством того, насколько сильно в те времена в обществе ощущались пророссийские настроения.

В период Великого сейма 1788-1792 годов произошел окончательный перелом к независимости. Ложу «Екатерина под северной звездой» переименовали в честь последнего польского короля, и она получила название «Станислав Август под северной звездой».

После разделов Речи Посполитой и подавления восстания Тадеуша Костюшки масонское движение на территории бывших Королевства Польского и ВКЛ потерпело полный крах. В 1812 году наши земли настигла французско-русская война, и вольные каменщики отложили все свои работы до окончания боевых действий.

В 1816-1822 годы под покровительством Александра I, также принадлежащего к одной из лож, развитие масонства на белорусских землях достигло небывалого размаха. Вольные каменщики тех времен сумели объединить разные части белорусской демократической общественности для решения главной задачи — обретения утраченной государственности. Благодаря им в жизнь народов были привнесены лозунги равенства, свободы и братства. Активное распространение тайных обществ не могло не вызвать беспокойства у российского императора, а потому указом Александра I от 1 августа 1822 года все масонские ложи в империи были закрыты, а само масонское движение запрещено. Такое положение дел изменила революция 1905-1907 годов.

Возрождение белорусского масонства в начале XX века стало примечательно тем, что теперь масонами становились преимущественно представители интеллигенции, а не аристократии, как раньше. В братство вступали инженеры, университетские профессора, врачи, юристы и многие другие. Однако после октябрьской революции 1917 года масонские ложи вновь попали под запрет, а сами масоны — под репрессии. Чтобы избежать расправы, вольные каменщики были вынуждены спасаться бегством из страны. Некоторые ложи продолжили работу уже в эмиграции.

После развала СССР в суверенной и независимой Беларуси масонские ложи долгое время отсутствовали. Единственным напоминанием о богатой и славной истории белорусского масонства остались дома вольных каменщиков, расположенные в Минске и Гродно.

Белорусское масонство. Интервью с  Досточтимым мастером Достопочтенной Ложи Беларуси «Белый Рыцарь»
Дом масонов в Минске, построенный в 18 веке (Музыкальный пер., д. 5)


Белорусское масонство. Интервью с  Досточтимым мастером Достопочтенной Ложи Беларуси «Белый Рыцарь»
Масонский дом в Гродно, возведенный в 80-е годы 18 века (пер. Телеграфный, д. 15а)

Тем не менее уже с 90-х годов прошлого столетия белорусы присоединялись к масонским ложам по всему миру, главным образом к ложам России, Украины, Литвы, Польши и Англии. Всё изменилось, когда 16 декабря 2012 года в Москве была проведена реинсталляция первой белорусской ложи «Два Орла», а 12 сентября 2015 года здесь же пробуждена ложа «Белый Рыцарь». На данный момент обе ложи находятся под юрисдикцией Великой Ложи России (ВЛР).

О том, когда же появится Великая Ложа Беларуси и что представляет из себя белорусское масонство сегодня, мы узнали у Досточтимого мастера Достопочтенной Ложи Беларуси «Белый Рыцарь».

VIOLEX: Здравствуйте! Благодарим Вас за то, что согласились ответить на наши вопросы.

Досточтимый Мастер: Спасибо Вам.

VIOLEX: Расскажите, пожалуйста, о масонстве в современной Беларуси. Известно, что после обретения независимости масонски ложи у нас долгое время отсутствовали. Когда и как появилась первая масонская ложа в независимой Беларуси?

Досточтимый Мастер: Первые белорусские масоны появились уже в 90-е годы. Некоторые белорусы посвящались кто в России, кто в европейских странах. Первая масонская ложа, которая называется «Два орла», появилась в 2012 году в городе Минске. Точнее, ложа была создана в далеком 1770 году, а в 2012 году была реинсталлирована в Москве, после чего перевела свою работу в Минск.

VIOLEX: Будут ли создаваться ложи в других городах Беларуси?

Досточтимый Мастер: Конечно, будут. Это может быть Брест, Гомель, Могилев. Как только количество братьев из этих городов превысит определенное пороговое значение, создание новых лож будет оправданно. Пока большинство наших братьев проживают в Минске.

VIOLEX: Стоит ли в ближайшее время ждать появления Великой Ложи Беларуси?

Досточтимый Мастер: В настоящее время в Беларуси работают две масонские ложи. Для создания Великой Ложи нужно, чтобы таких лож было как минимум три. Беларусь — независимая страна, и, конечно же, создание Великой Ложи — это вопрос времени.

VIOLEX: Много ли вольных каменщиков из числа граждан Республики Беларусь?

Досточтимый Мастер: Пока численность белорусских масонов не превышает 100 человек. Но я думаю, что в ближайшее время ситуация изменится.

VIOLEX: Белорусский масон сегодня — кто он? Молодой человек лет 25 или все же уважаемый член общества с богатым жизненным опытом?

Досточтимый Мастер: До 21 года человек не может стать масоном. Исключения делаются редко и только для близких родственников наших братьев. Сейчас белорусские масоны — это и предприниматели, и специалисты, и ученые, и даже священнослужители. Люди самых разных профессий. Хотя это не является строго обязательным, практически все белорусские масоны имеют как минимум одно высшее образование. Есть молодые братья до 30 лет, есть братья и более старшего возраста.

VIOLEX: Для того чтобы стать вольным каменщиком, мало просто заполнить анкету и отправить ее на рассмотрение. Что нужно для того, чтобы стать частью мирового масонства?

Досточтимый Мастер: Пройти предварительный отбор, собеседования, «опрос под повязкой», процедуру голосования и ритуал посвящения.

VIOLEX: Какой путь проходит кандидат? И что происходит после того, как вынесено решение принять кандидата в масоны?

Досточтимый Мастер: Процесс принятия кандидатов в масоны не так прост, как кажется. Заполненная анкета очень внимательно изучается. После этого, если ложа сочтет кандидата интересным, назначаются собеседования как минимум с двумя опытными мастерами. Если они согласятся стать рекомендателями, то дальше кандидату придется пройти так называемый «опрос под повязкой» — ответить на самые разные вопросы, рассказать братьям, зачем он хочет стать масоном. Затем ложа принимает решение. Всего трех черных камней (голосов «против») достаточно, чтобы кандидату отказали. И даже если ложа согласится принять человека, ему предстоит еще пройти ритуал посвящения, который проходят далеко не все кандидаты.

VIOLEX: Весьма интригующий вопрос о степенях посвящения в масонстве. От чего зависит степень (градус) посвящения вольного каменщика: от важности доверяемых тайн или все же от уровня духовного развития масона?

Досточтимый Мастер: В каждом градусе масону раскрываются новые тайны. Конечно же, продвижение в масонской «карьере» должно быть сопряжено с серьезной духовной работой, которую проводит каждый из братьев. Кто-то впервые начинает заниматься благотворительностью и проявляет себя хорошим организатором в этой деятельности. Кто-то наконец-то глубоко погружается в традиции веры. Многие люди воцерковляются, после того как становятся масонами, а до этого лишь номинально считают себя православными. Конечно, после посвящения в ученики должно пройти определенное время, чтобы человеку предложили стать подмастерьем или мастером. В молодых ложах этот процесс иногда занимает 1-2 года. Хотя есть случаи, когда люди получают степень мастера по прошествии довольно многих лет, проведенных в Братстве.

VIOLEX: Какова цель масонских собраний и что понимается под фразой «работы в ложе»?

Досточтимый Мастер: Цель масонства — «взять хорошего человека и сделать его еще лучше». За счет чего? В масонстве добрые поступки и хорошее отношение к людям — не только к братьям, но и к каждому человеку в целом — являются не просто проявлением лучших качеств масона, но и обязанностью. Постепенно это входит в привычку и становится частью жизни каждого из братьев.

«Работы в ложе» — это торжественные регулярные собрания братьев 1-2 раза в месяц, за исключением летних месяцев («масонские каникулы»), а также то, что происходит на них.

VIOLEX: Если не секрет, как проходят собрания в масонской ложе? Бытует мнение, что вольные каменщики собираются на обычные застолья за бокалом вина и плетут заговоры. Насколько это правда?

Досточтимый Мастер: Масонские собрания предполагают как обсуждение организационных вопросов, так и посвящения, возвышения Братьев. И, пожалуй, ритуалы прохождения Братьев в подмастерья, возвышения их в мастера, а также опросы и посвящения кандидатов — это основа масонских работ. Каждый раз перед всеми присутствующими разыгрывается сложная психодрама. И человек в зависимости от уровня своего посвящения, своего жизненного опыта, от роли в этом ритуале может воспринимать происходящее событие совершенно по-разному. Какой вывод он сделает из этого, как это повлияет на его жизнь в профанском мире — это очень индивидуально.

Словом, есть определенные ритуалы, которые повторяются каждый раз при открытии и закрытии работ, готовятся, зачитываются и обсуждаются зодческие работы братьев, есть обряды посвящения, знать о которых могут только люди, которые уже стали масонами. За всем этим и проходят собрания в ложе.

Никаких заговоров масоны не плетут и плести не могут. Древние ландмарки (основополагающие принципы масонства) предполагают лояльность к действующей власти и посильную помощь в укреплении собственной страны. Вопросы, связанные с политикой и религией, на масонских собраниях обсуждаться вообще не могут.

VIOLEX: Во всем мире вольные каменщики активно занимаются благотворительными проектами. А занимаются ли благотворительностью белорусские масоны?

Досточтимый Мастер: Белорусские масоны очень активно участвуют в благотворительности как на территории Беларуси, так и в проектах наших братьев в России и других странах. В частности, мы поддерживали интернат для слепых детей в России, детские дома в Беларуси, а также оказывали точечную помощь, когда была необходимость в проведении сложных медицинских операций. Масонская благотворительность включает в себя также помощь братьям, оказавшимся в сложной ситуации, и вдовам братьев.

VIOLEX: Достопочтенная Ложа «Белый Рыцарь» была торжественно пробуждена 12 сентября 2015 года на востоке города Москвы. Несмотря на то что пробуждение ложи состоялось в Москве, братья ложи собираются для проведения работ в Минске?

Досточтимый Мастер: В настоящее время ложа «Белый Рыцарь» работает под сенью ВЛР. Это означает, что юридически и организационно она подчиняется Великому мастеру ВЛР, и в настоящее время это — единственный способ для белорусских братьев находиться во всемирной цепи вольных каменщиков. А до создания Великой ложи Беларуси надо подождать еще как минимум год. Собрания ложи проходят и в Беларуси, и в России. Однако полноценная работа Ордена предполагает создание и общественной организации именно в той стране, где проводятся работы. Поэтому вместе с «масонскими» вопросами белорусским братьям понадобится решать и юридические вопросы присутствия в стране.

VIOLEX: Какова численность масонов в Достопочтенной Ложе «Белый Рыцарь»?

Досточтимый Мастер: Для того чтобы ложа могла работать, она должна насчитывать как минимум 7 мастеров. Численность большинства лож как в России, так и в мире составляет обычно от 20 до 50 человек.

VIOLEX: В какой степени работает ложа «Белый Рыцарь»?

Досточтимый Мастер: В символическом масонстве ложи могут работать в трех степенях: в степени ученика, подмастерья и мастера. После этого дальнейшее развитие братьев в масонстве может проходить в различных уставах, которые могут насчитывать разное число градусов. Например, Древний Принятый Шотландский Устав (ДПШУ) насчитывает 33 градуса. На территории Беларуси в настоящее время уставы дополнительных степеней работу не ведут. Хотя и среди белорусов есть немало братьев, посвященных в более высокие степени, чем степень мастера.

VIOLEX: Приоткроете для нас двери своего Храма? Очень интересно узнать, как выглядит ложа изнутри. Как выглядит масонский алтарь и какая Священная Книга лежит на алтаре ложи «Белый Рыцарь»?

Досточтимый Мастер: Конечно же, Священная Книга у нас — это Библия, которая открывается на одной из глав Нового Завета. Фотографии приложим.

Белорусское масонство. Интервью с  Досточтимым мастером Достопочтенной Ложи Беларуси «Белый Рыцарь»

Белорусское масонство. Интервью с  Досточтимым мастером Достопочтенной Ложи Беларуси «Белый Рыцарь»

Белорусское масонство. Интервью с  Досточтимым мастером Достопочтенной Ложи Беларуси «Белый Рыцарь»

Белорусское масонство. Интервью с  Досточтимым мастером Достопочтенной Ложи Беларуси «Белый Рыцарь»

Белорусское масонство. Интервью с  Досточтимым мастером Достопочтенной Ложи Беларуси «Белый Рыцарь»

Белорусское масонство. Интервью с  Досточтимым мастером Достопочтенной Ложи Беларуси «Белый Рыцарь»

Белорусское масонство. Интервью с  Досточтимым мастером Достопочтенной Ложи Беларуси «Белый Рыцарь»

Белорусское масонство. Интервью с  Досточтимым мастером Достопочтенной Ложи Беларуси «Белый Рыцарь»

Белорусское масонство. Интервью с  Досточтимым мастером Достопочтенной Ложи Беларуси «Белый Рыцарь»

Белорусское масонство. Интервью с  Досточтимым мастером Достопочтенной Ложи Беларуси «Белый Рыцарь»

Белорусское масонство. Интервью с  Досточтимым мастером Достопочтенной Ложи Беларуси «Белый Рыцарь»

Белорусское масонство. Интервью с  Досточтимым мастером Достопочтенной Ложи Беларуси «Белый Рыцарь»

Белорусское масонство. Интервью с  Досточтимым мастером Достопочтенной Ложи Беларуси «Белый Рыцарь»

Белорусское масонство. Интервью с  Досточтимым мастером Достопочтенной Ложи Беларуси «Белый Рыцарь»

Белорусское масонство. Интервью с  Досточтимым мастером Достопочтенной Ложи Беларуси «Белый Рыцарь»

Белорусское масонство. Интервью с  Досточтимым мастером Достопочтенной Ложи Беларуси «Белый Рыцарь»

Белорусское масонство. Интервью с  Досточтимым мастером Достопочтенной Ложи Беларуси «Белый Рыцарь»

Белорусское масонство. Интервью с  Досточтимым мастером Достопочтенной Ложи Беларуси «Белый Рыцарь»

Белорусское масонство. Интервью с  Досточтимым мастером Достопочтенной Ложи Беларуси «Белый Рыцарь»

VIOLEX: Расскажете немного о себе? Сейчас Вы Досточтимый Мастер, а с чего всё начиналось? Как Вы узнали об Ордене? Как Вы поняли, что хотите стать братом-масоном?

Досточтимый Мастер: Начиналось всё, как и у всех, с собеседования с братьями-мастерами, с «опроса под повязкой» и c посвящения в ученики. Узнал о масонстве я, как и многие, кто учился в советской школе, из романа «Война и мир» Толстого, где довольно много страниц посвящено масонству Пьера Безухова. Уже в зрелом возрасте снова стал интересоваться Братством — изучал официальный сайт ВЛР и форум, другие ресурсы, читал книги. В процессе становилось всё интереснее и интереснее. И в какой-то момент я понял, что надо подавать заявление. Правда, до собственно подачи дело дошло только года через два, долго «раскачивался» и сомневался.

VIOLEX: Вас легко приняли в братство?

Досточтимый Мастер: Я очень волновался на собеседовании и опросе, перед самим посвящением. Но в целом всё прошло относительно гладко. Позже я увидел своими глазами, как многие не проходят даже первый этап собеседований, не говоря про «опрос под повязкой», или проходят его лишь со второго или третьего раза. Так что мне в этом, наверное, сильно повезло.

VIOLEX: А чем Вы занимаетесь в повседневной жизни?

Досточтимый Мастер: Я налоговый консультант, руководитель небольшой компании, ведущий семинаров на тему налогов.

VIOLEX: Вы не скрываете от друзей, что являетесь масоном?

Досточтимый Мастер: Особо нет, не вижу смысла. Но большинству просто и не интересно это знать. Масонство — не для всех, большинству людей оно не нужно, неинтересно, да и не доступно.

VIOLEX: Для Вас масонство больше, чем братство?

Досточтимый Мастер: Масонство сочетает в себе очень разные аспекты. Прежде всего для меня суть масонства — именно в Братстве. Но в то же время это и мужской клуб по интересам, и возможность прикоснуться к нуминозному, к чему-то высшему, возможность расширить собственные представления о мире.

Деятельность масона выходит за рамки работы в храме. Когда ты понимаешь, что многие твои великие соотечественники были масонами (например, Грибоедов, Суворов, Кутузов, Св. Филарет Дроздов, Михаил Огинский), ты пытаешься соответствовать этим образцам в своей профанской жизни. И после масонских работ каждый из братьев идет улучшать мир тем способом, который лучше всего у него получается. Кто-то делает операции на головном мозге, кто-то учит детей в школе, кто-то отдает свою жизнь за Родину как офицер. И возможность подключится к этой энергетике и через нее пытаться изменить окружающий мир к лучшему — это нечто большее, чем Братство.

VIOLEX: Быть вольным каменщиком сложно?

Досточтимый Мастер: Нет. Это весело и приятно. :)

VIOLEX: Благодарим Вас за интереснейшую беседу!

Досточтимый Мастер: Спасибо. За пиво платите Вы!


Официальный сайт Достопочтенной Ложи Беларуси «Белый Рыцарь»: http://www.freemason.by/
Форум белорусских масонов: http://www.freemason.by/forum/

Фото любезно предоставлены белорусскими братьями-масонами ложи «Белый Рыцарь».

По материалам:
1. Wolnomularstwo na ziemiach dawnego Wielkiego Księstwa Litewskiego 1776-1822. Dzieje i materjały. - Wilno, 1930.
2. Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем. - М.: Прогресс, 1990.
3. Швед В.В, Гродзенскія масонскія ложы.
4. Вячаслаў Швед. Масонскія ложы на землях Беларусі (канец XVIII - першая чвэрць XIX ст.).
5. Вольныя муляры беларускай гісторыі. Канец ХVIII-пачатак XX ст. - Вільня, 2005. Укладальнік і навуковы рэдактар доктар гістарычных навук А.Ф. Смалянчук.
6. Алесь Смалянчук. Адраджэнне вольнага мулярства на беларускіх і літоўскіх землях напачатку ХХ ст.

Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте Администрации ресурса.

Комментариев:1

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Введите код:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив